Готовимся заранее
      Экзамен по истории Отечества не зря слывет среди абитуриентов одним из самых трудных. Огромное количество материала: дат, событий, имен, связанных с существованием нашей страны от древнейших времен до современности; умение не просто излагать факты, но и прослеживать между ними логическую связь, а порой и давать им оценку; способность делать обобщения на основе анализа конкретных исторических явлений — все это подразумевает действительно солидные знания, требует хорошего владения речью, достаточно высокого уровня мышления.

      Само собой разумеется, подготовиться к экзамену по истории за какой-нибудь месяц просто нереально. Даже учитывая то, что в средней школе вы изучали историю на протяжении многих лет и в принципе никаких особенных сюрпризов сам предмет содержать для вас не должен. Однако одно дело учить и отвечать на уроках, и даже писать контрольные работы по какой-нибудь одной теме, и совсем другое — «держать в голове» весь курс отечественной истории целиком, свободно ориентируясь в разных ее периодах, умея быстро и безошибочно находить ответы на самые неожиданные вопросы экзаменатора или письменного теста. Непосредственная подготовка к экзамену (в последние дни) должна

      представлять собой повторение и общее осмысление в принципе хорошо знакомого материала, но никак не первое знакомство с совершенно не известными для вас сюжетами. Что касается основной подготовки, то ее надо начинать как минимум за год до экзамена. В разных вузах, а порой и на разных факультетах одного и того же вуза экзамен по истории Отечества может проходить либо в устной, либо в письменной форме. Точную информацию вы сможете узнать только в приемной комиссии. Не исключено, что выбранный вами вуз именно в год вашего поступления решит поменять формат экзамена, например ввести вместо устного испытания письменное тестирование (сегодня эта картина наблюдается достаточно широко). Это не должно вас смущать. Если вы хорошо усвоили основной объем фактических данных и глубоко осмыслили сущность изучаемых исторических процессов в соответствии с программой, форма экзамена не станет для вас «камнем преткновения». История — не тот предмет, в котором можно «выплыть» за счет общей эрудиции и приблизительных представлений о теме разговора. Поэтому, если вы твердо решили, что будете поступать на один из гуманитарных факультетов, заранее настройтесь на серьезную работу хотя бы в течение последнего года.

      Курсы или репетитор?

      Наиболее распространенными способами подготовки к вступительным экзаменам в вуз остаются два — обучение на подготовительных курсах или занятия с репетитором. Какой из них эффективнее?

      В отношении других учебных дисциплин можно сказать, что каждый из этих путей имеет свои плюсы и минусы, но история в этом смысле предмет совершенно особенный. Многолетняя практика показывает, что посещение курсов в данном случае приносит, к сожалению, немного пользы. Занятия по истории проходят на них в форме лекций, в которых не сообщается почти ничего такого, что нельзя было бы найти в учебниках и пособиях. Хорошей тренировкой перед экзаменом могла бы стать регулярная проверка знаний слушателей курсов, но на это у лекторов обычно не бывает ни времени, ни желания. Многие абитуриенты, усердно ходившие на курсы, с разочарованием отмечали, что для них это обернулось пустой тратой времени: читать, говорили они, мы умеем и сами. Так что если в вузе, куда вы собрались поступать, программа подготовительных курсов допускает выбор предметов по желанию, от истории можно отказаться. Если же экзаменационные дисциплины предлагаются единым «пакетом», иначе говоря, платить за лекции по истории вам

      все равно придется, тогда, конечно, пропускать их не имеет смысла. Только надо постараться извлечь из них максимум пользы. Хороший и проверенный способ заключается в том, чтобы взять себе за правило перед очередной лекций обязательно внимательно читать соответствующий раздел учебника или пособия, выписывая ключевые даты событий и имена исторических деятелей. Тогда начитываемый лектором материал будет ложиться на подготовленную почву и хорошо закрепится в памяти. Обычно в конце лекции преподаватель предлагает слушателям задавать вопросы, но на практике мало кто из них этим правом пользуется. Если вы будете приходить на лекцию более или менее подготовленным, вполне возможно, что вопросы у вас и появятся. Используйте этот шанс для углубления своих знаний.

      Вопрос с репетиторством по истории более сложен. Вообще говоря, индивидуальные занятия с репетитором считаются очень эффективной формой подготовки к экзаменам, хотя и недешевой. Если средства позволяют, можно попытаться найти репетитора, который преподает в избранном вами вузе, а еще лучше—участвует в работе экзаменационной комиссии. Это не значит, что он обеспечит вас «блатом» — серьезные преподаватели подобными вещами не занимаются. Но, отлично зная требования к поступающим в данном конкретном учебном заведении, имея представление о типичных ошибках, допускаемых абитуриентами, а главное — напрямую общаясь с абитуриентом и видя все его слабые места, такой преподаватель действительно может оказать неоценимую помощь. Впрочем, и здесь следует быть готовым к некоторым неожиданностям. Пользуясь повышенным спросом, вузовские репетиторы порой позволяют себе вести занятия не с одним, а сразу с несколькими абитуриентами, иногда с целой группой. В этом случае многие преимущества дорогостоящих занятий сойдут на нет. Они неизбежно превратятся все в ту же лекцию, а этот вопрос мы уже обсуждали. Если вы попадете именно к такому репетитору, может быть, лучше вовсе отказаться от его услуг и постараться справиться со стоящей перед вами задачей собственными силами.

Отличную помощь в подготовке к ЕГЭ по истории окажет центр довузовского образования "Уникум". Подготовка идет с возможностью поднимания программы с 5 по 11 классы, и разбор заданий ЕГЭ, что может быть затруднительно при самостоятельной подготовке" Ознакомиться и записаться на курсы можно на сайте http://www.unikum.rudn.ru

      Сами с усами

      Если вы решили, что никакие «костыли» вам не нужны, времени на подготовку достаточно, а запас сил и энтузиазма позволяет надеяться на успех, в первую очередь обеспечьте себя необходимой литературой. Школьные учебники могут пригодиться, но лучше ими не ограничиваться. Идеальный вариант — достать пособие, изданное именно тем вузом, в который вы будете поступать. Если такового найти не удастся, можно рекомендовать издания МГУ—• их уровень традиционно остается высоким.

      Если вы приступаете к регулярным занятиям в начале последнего перед экзаменами учебного года, поначалу вам будет казаться, что времени у вас — не просто море, а целый океан. Не поддавайтесь этим сладким грезам. Жестко распланируйте весь материал по времени изучения, оставив последний месяц на повторение. Неплохо запастись пачкой бумажных листов, на каждом из которых вы напишете название темы (вопрос экзаменационного билета). Продвигаясь к «финишу», вы будете постепенно заполнять эти листы своими записями. Одновременно это даст вам возможность наглядно видеть, как много уже сделано и сколько материала осталось проработать. Обязательно придерживайтесь составленного графика!

      Изучение каждого нового раздела начинайте с вдумчивого чтения пособия. Ознакомившись с материалом, перечитайте параграф или главу еще раз, по ходу делая необходимые подчеркивания всех ключевых моментов. На листе с названием темы выпишите основные даты, имена исторических деятелей, краткую характеристику исторического периода, перечисление основных событий. Не превращайте свой конспект в рукописную копию учебника! Он должен содержать только самое главное, те «вехи», которые помогут вам затем быстро восстановить в уме логику изложения материала. Если вы чувствуете, что тот или иной раздел оказывается трудным для запоминания, не паникуйте. Уделите ему больше времени, чем на остальные. Помните, что вы работаете «на себя», поэтому главное — не скорость заполнения листов с конспектами, а глубина понимания материала и его прочное усвоение. Проработав таким образом вопрос, закройте пособие и попытайтесь дать на него развернутый ответ. Имейте в виду, что на экзаменаторов производит очень хорошее впечатление абитуриент, умеющий отвечать на вопрос сжато и лаконично, не упуская ничего существенного, но и не «растекаясь мыслью по древу». Если вы что-то забыли, подсмотрите в конспект. Не помогает? Тогда открывайте пособие, но не раньше.

      Перед тем как перейти к следующей теме, бегло просмотрите листы с конспектами по вопросам предыдущей темы, убедитесь, что вы все запомнили хорошо. И двигайтесь дальше.

      Последний месяц перед экзаменом посвятите повторению всего пройденного материала. Опять-таки не спешите открывать учебник! Предполагается, что вся необходимая информация уже у вас «в голове». Только в том случае, если в знаниях обнаружился пробел, обращайтесь к страницам пособия. В этом случае повторите всю описанную выше процедуру.

      Если после такой подготовки вы ухитритесь «завалить» историю, это будет удивительно.

      Что читать?

      Отдельного разговора заслуживает чтение дополнительной литературы и просмотр фильмов на исторические сюжеты. Если это вам интересно, разумеется, не возбраняется читать сочинения великих историков прошлого и даже наслаждаться телевизионным сериалом «Намедни». Только важно иметь в виду следующее. Любые дополнительные и углубленные знания, в том числе знакомство с первоисточниками, не заменят основы — хорошего владения программным курсом. Если, откровенно «плавая» при ответе на вопрос о периоде, например, татаро-монгольского ига на Руси, вы попытаетесь выйти из положения, начав излагать оригинальную концепцию Льва Гумилева, поверьте, экзаменаторы на эту удочку не попадутся. Относительно художественных фильмов на исторические сюжеты и исторических романов можно сказать следующее. Наиболее талантливые из них действительно прекрасно воссоздают атмосферу давно ушедших времен и помогают проникнуться духом далекой эпохи, но не следует забывать, что художественное творчество и историческая наука — вещи совершенно разные. Гениальный фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев» — не замена пособию по истории Древней Руси! Другое дело, что абитуриенты, не равнодушные к чтению и интересующиеся культурой как таковой, получают дополнительные преимущества: у них лучше развита речь, шире общий кругозор, да и вообще они производят на экзаменаторов впечатление людей, не случайно забредших именно в этот вуз, а действительно склонных к гуманитарным наукам.

      История — увлекательная наука. Не жалейте на ее изучение усилий. Кроме высоких баллов на экзамене, этот труд принесет вам нечто гораздо большее — искренний интерес к людям и событиям, умение масштабно мыслить, наконец, более правильно оценивать сегодняшние события. Разве такой багаж может быть лишним?